ГИДРОПРИВОД.
Общие сведения о гидроприводе.
Гидропривод предназначен для передачи энергии от двигателя к рабочим
органам погрузчика, путем преобразования механической энергии в
гидравлическую, передачи энергии в нужную точку машины, и обратного
преобразования гидравлической энергии в механическую. В технике
используются два вида гидроприводов: гидродинамический и
гидрообъёмный привод.
В гидродинамическом приводе энергия передается при помощи
кинетической энергии потока жидкости. В этом типе привода решающее
значение имеет скорость потока жидкости. Давление жидкости имеет
второстепенное значение. Пример применения гидротрансформатор.
В гидрообъемной передаче решающее значение имеет статический напор
жидкости (давление), а скорость потока жидкости имеет второстепенное
значение. Статический напор в этом типе приводов создается насосами
объемного типа, и преобразуется в механическую энергию двигателями
такого же типа. По характеру передачи движения различают гидроприводы
вращательного и возратно-поступательного действия. Вращательное
движение обеспечивается насосами и гидромоторами. Возвратно-
поступательное движение – гидроцилиндрами. При использовании
объемного гидропривода энергию от двигателя можно передать в любую
точку машины. Это свойство гидропривода называется дистанционностью.
Гидродинамический привод данным свойством не обладает.
Объёмный гидропривод строится на использовании двух основных свойств
жидкости:
1 жидкость является упругим телом, и она несжимаема. Сколько угодно
большое увеличение давления не приводит к уменьшению объёма жидкости.
2 в замкнутом объеме увеличение давления в одной точке замкнутой
гидросистемы мгновенно передается на весь объем жидкости.
Простейшим примером объёмного гидропривода является гидравлический
домкрат.
Гидропривод включает в себя:
Гиробак необходим для хранения запаса рабочей жидкости; служит для
компенсации разности рабочих объемов полостей гидроцилиндров;
охлаждения рабочей жидкости.
Насос служит для создания статического напора рабочей жидкости.
Насос и гидробак связываются между собой всасывающей гидролинией. В
качестве всасывающей гидролинии чаще всего используются рукава низкого
давления.
Гидромотор служит для преобразования гидравлической энергии в
механическую. В качестве гидромоторов могут использоваться
гидроцилиндры поршневые и плунжерные, и гидродвигатели.
Прераспределение потока рабочей жидкости, между гиромоторами,
осуществляется при помощи гидрораспределителя рабочих операций.
Насос и гидрораспределитель соединяются между собой напорной
гидролинией.
Для защиты гидросистемы от превышения давления в напорную гидролинию
врезается предохранительный клапан. Для контроля за величиной давления в
напорную гидролинию врезается манометр.
Гидрораспределитель соединяется с гидробаком сливной гидролинией. Для
очистки масла от смолы и механических примесей в сливной гидролинии
устанавливается фильтр. Нередко в сливной гидролинии устанавливается
манометр, по показаниям которого можно судить о степени загрязненности
фильтра.
Гидромоторы соединяются с гидрораспределителем напорно-сливными
гидролиниями. Зачастую, для нармального функционирования гидромоторов,
в напорно-сливные гидролинии врезается обратный клапан.
Рабочая жидкость служит рабочим телом гидропередачи. Через рабочую
жидкость передается гидравлическая энергия. Также рабочая жидкость
осуществляет смазывание и охлаждение элементов гидросистемы. В качестве
рабочих жидкостей для гидросистемы применяются минеральные масла.
Фильтры.
Фильтры применяются для очистки рабочей жидкости в гидроприводах
любого назначения. Загрязнение рабочей жидкости увеличивает износ
трущихся поверхностей насосов и гидродвигателей, ухудшает работу
гидрораспределителей, может вызвать заклинивание золотников.
Для очистки масла при его заливке в гидробак, в заливной горловине
устанавливают сетчатый фильтр. Он представляет собой плетеную сетку
припаянную к крышке. Пробка заливной горловины снабжается сапуном, с
фильтром для очистки поступающего в бак воздуха.
На погрузчиках рабочие фильтры, пропускающие поток масла в гидробак,
устанавливают на сливной гидролинии. В качестве фильтрующего элемента,
в таких фильтрах используют пластинчато-щелевые и сетчатые фильтры.
Пластинчато-щелевые фильтрующие элементы набирают из картонных
пластин толщиной 0,5 мм. Пластины разделяются между собой прокладками
проставками. Зазоры между пластинами делаются величиной 0,08 0,12 0,2
мм. Такие фильтры удерживают частицы механических примесей величиной
0,04-0,05 мм. Рабочие фильтры оборудуются перепускным клапаном,
который при давлении 0,2-0,25 МПа открывается и пропускает масло в бак
без очистки.
Для улавливания частиц металла из рабочей жидкости гидросистемы в
гидробак врезается стержневой магнитный уловитель.
Гидробак.
Бак гидросистемы служит для размещения рабочей жидкости, компенсации
разности объёмов рабочих полостей гидроцилиндров, компенсации потерь
рабочей жидкости, отстоя рабочей жидкости, выпуска паров и воздуха и
охлаждения рабочей жидкости. Гидробак представляет собой емкость
собранную из штампованных стальных листов. Вместимость гидробака
должна равняться трехминутной подаче насоса, но может быть и меньше, в
зависимости от режима работы машины и условий охлаждения
гидросистемы. Бак оборудуется заливной горловиной, фильтром,
устройством для сообщения с атмосферой, смотровым окном для контроля
уровня жидкости, и пробкой для слива жидкости.
Техническое обслуживание.
ЕТО осмотреть гидробак. Не должно быть подтекания рабочей жидкости.
Проверить уровень жидкости в гидробаке, при необходимости дозаправить.
ТО-1 проверить крепление гидробака к остову.
При замене рабочей жидкости промыть гидробак.
Трубопроводы.
Для трубопроводов напорных, исполнительных и сливных гидролиний,
применяют стальные трубы и гибкие рукава высокого и низкого давления.
Гидравлические машины вращательного действия.
Шестеренный насос.
Шестеренный насос (рис. 60) состоит из пары сцепляющихся между собой
шестерен, помещенных в плотно охватывающий их корпус, имеющий каналы
со стороны входа в зацеплении и выхода из него. Насосы с цилиндрическими
шестернями внешнего зацепления наиболее просты и отличаются
надежностью в эксплуатации, малыми габаритными размерами и массой,
компактностью и другими положительными качествами. Максимальное
давление шестеренных насосов 16—20 МПа, подача до 1000 л/мин, частота
вращения до 4000 об/мин, срок службы в среднем 5000 ч.
Рис. 60. Схема действия шестеренного насоса
При вращении шестерен жидкость, заключенная во впадине зубьев,
переносится из камеры всасывания по периферии корпуса в камеру
нагнетания и далее, в напорную гидролинию. Это происходит за счет того,
что при вращении шестерен зубья загоняют больше жидкости, чем может
поместиться в пространстве, освобождаемом находящимися в зацеплении
зубьями. Разность объемов, описываемых этими двумя парами зубьев,
составляет количество жидкости, которая вытесняетется в нагнетательную
полость. По мере приближения к нагнетательной камере давление жидкости
повышается, как показано стрелками. В гидросистемах применяют насосы
НШ-32, НШ-46, НШ-67К их модификации — НШ-32У и НШ-46У.
Насос НШ (рис. 61) содержит размещенные в корпусе 12 ведущую и
ведомую 11 шестерни и втулки 6. Корпус закрыт крышкой 5, привернутой
винтами 1. Между корпусом 12 и крышкой 5 проложен уплотнительное
кольцо 8. Ведущая шестерня выполнена заодно ц шлицевым валом, который
уплотняется манжетой 4, установление в расточке крышки 5 с помощью
опорного 3 и пружинного 2 колец Передние втулки 6 размещаются в
расточках крышки 5 и уплотнен) резиновыми кольцами. Они могут
перемещаться вдоль своих осей. Нагнетательная полость насоса соединена
каналом с пространство между торцами указанных втулок и крышкой. Под
давлением жидкости передние втулки вместе с шестернями поджимаются к
задней которые, в свою очередь, прижимаются к корпусу 12, обеспечивая
автоматическое уплотнение торцов втулок и шестерен.
В нагнетательной полости насоса около угольника 13 давление на торцы
втулок во много раз больше, чем с противоположной стороны.
Одновременно давление на торцы крышек со стороны корпуса стремится
прижать втулки к крышке 5. В совокупности это может вызвать перекос
втулок в сторону всасывающей полости, односторонний износ втулок и
повышенные утечки масла. Для того чтобы уменьшить неравномерность
нагружения втулок, часть площади торцов втулок закрывают разгрузочной
пластиной 7, уплотняемой по контуру резиновым кольцом. Это кольцо
плотно зажимается между торцами корпуса и крышки и в результате
создается относительное равенство действующих на втулки сил.
Втулки по мере работы насоса изнашиваются, и расстояние между торцами
и крышкой увеличивается. При этом кольцо разгрузочной пластины 7
расширяется, поддерживая необходимое уплотнение между крышкой и
втулками. От натяга этого кольца зависит надежная и длительная работа
насоса.
Рис. 61. Шестеренный насос НШ:
/ винт, 2, 3, 8 кольца. 4 манжета, 5 крышка, 6 втулка шестерни,
7 пластина, 9 шплинт, 10, II шестерни, 12 корпус, 13 угольник
Между сопряженными втулками при сборке оставляют зазор 0,1 0,15
мм. После сборки этот зазор принудительно выбирают. Для этого втулки
разворачивают и фиксируют пружинными штифтами, которые
устанавливают в отверстия втулок.
Насосы НШ выпускают правого и левого вращения. На корпусе насоса
направление вращения ведущего вала указывается стрелкой. У насоса левого
вращения (если смотреть со стороны крышки) ведущая вал-шестерня
вращается против часовой стрелки, а сторона всасывания находится справа.
Насос правого, вращения отличается от насоса левого вращения
направлением вращения ведущей шестерни и ее расположением.
При замене насоса, если новый и заменяемый насосы отличаются
направлением вращения, нельзя изменять направление входа и выхода
жидкости в насос. Всасывающий патрубок насоса (большого диаметра)
всегда должен быть соединен с баком. В противном случае уплотнение
ведущей шестерни окажется под высоким давлением и будет выведено из
строя.
При необходимости насос левого вращения можно переоборудовать в
насос Правого вращения. Для того чтобы собрать насос правого вращения
(рис. 62, а, б), необходимо снять крышку, вынуть из корпуса передние втулки
/, 2 в сборе с пружинными шплинтами 4, повернуть на 180° и установить на
место. При этом линия стыка втулок будет повернута, как показано на рис.
62. Затем ведущую и ведомую шестерни меняют местами и вставляют их
цапфы в прежние втулки. Передние втулки переставляют точно так же, как и
задние. После этого устанавливают на то же место разгрузочную пластину 7
(см. рис. 61) с уплотнительным кольцом 8, а затем крыш предварительно
повернутую на 180°.
Насосы НШ-32 и НШ-46 унифицированы по конструкции, их стержни
отличаются только длиной зуба, что определяет рабочий объем насосов.
Насосы НШУ (индекс У означает «унифицированные») отличаются от НШ
следующими особенностями. Вместо разгрузочной пластины и кольца 8
устанавливается сплошная резиновая пластина 12 (рис. ( Зажатая между
крышкой 3 и корпусом 1. В месте прохода цапф втулок в пластине 12
выполнены отверстия, в которые устанавливаются уплотнительные кольца 13
с прилегающими к крышке тонкими стальными шайбами. На прилегающих к
шестерням торцах втулок выполнены дугообразные каналы 14.
Направляющие пружинные шплинты 9 (см. рис. 61) изъяты, а на стороне
всасывания в расточку корпуса вставлено сегментообразное резиновое
уплотнение 15 (см. рис. 63) и алюминиевый вкладыш 16.
Рис. 62. Сборка втулок насосов НШ:
а левого вращения, б правого вращения; I, 2 втулки, 3 колодец, 4
шплинт, 5 — корпус
Рис. 63. Шестеренный насос НШУ:
/ корпус, 3, 4 шестерни, 9 крышка 5, 6 втулки, 7, 9, 13 кольца, 8
манжета, 10 болт, // шайба, 12 пластин 14 каналы втулок, 15
уплотнение. 16 - вкладыши; А пространство под крышкой насоса
При работе насоса НШУ масло из камеры нагнетания поступает в
пространство над передними втулками и стремится прижать эти втулки к
торцам шестерен. Одновременно со стороны зубьев на втулка действует
давление масла, попадающего в дугообразные каналы 14 в результате
действия давления на втулки шестерни находятся и время работы насоса под
некоторым усилием, направленным от крышки в глубь корпуса насоса. Такая
конструкция обеспечивает автоматический поджим, а следовательно,
торцовый износ шестерен и втулок и влияет на уплотняющие свойства
пластины 12. Резиновое уплотнение 15 необходимо для того, чтобы масло из
пространства над втулками не проникало в полость всасывания.
На ряде моделей погрузчиков применяются насосы НШ-67К и HUJ-100K
(рис. 64). Эти насосы состоят из корпуса /, крышки 2, поджимной 7 и
подшипниковой 5 обойм, ведомой 3 и ведущей 4 шестерен, центрирующей
втулки, уплотнений и крепежных изделий.
Рис. 64. Гидронасос НШ-67К(НШ-100К):
/ корпус, 2 крышка, 3, 4 шестерни, 5, 7, обоймы, 6. 11, 14, 15
манжеты, 8 болт, 9 шайба, 10 кольцо, 12 - пластина, I3 платики
Подшипниковая обойма 5 выполнена в виде полуцилиндра с четырьмя
подшипниковыми гнездами, в которой размещаются ведомая 3 и ведущая 4
шестерни. Поджимная обойма 7 обеспечивает радиальное уплотнение, она
опирается на цапфы шестерен опорными поверхностями. Для радиального
уплотнения служит также манжета 13, в которой создается усилие поджима
обоймы к зубьям шестерни. Опорная пластина 12 предназначена для
перекрытия зазора между корпусом и поджимной обоймой. Поджимная
обойма 7 компенсирует радиальный зазор между собственной уплотняющей
поверхностью и зубьями шестерен по мере износа опорных поверхностей.
По торцам шестерни уплотняются с помощью двух платиков 13, которые
поднимаются усилием от давления в полости, уплотненной манжетами 14.
Усилие, создаваемое в камерах поджимной обоймы, уплотненных манжетами
15, уравновешивает обойму 7 от усилия, которое передается из камер через
манжеты 14. Приводной вал уплотняется с помощью манжет, которые
удерживаются в корпусе опорным и стопорным кольцами. Качающий
элемент (шестерни в сборе с обоймами и платиками) фиксируется от
поворота в корпусе центрирующей втулкой.
Кольцо 10 уплотняет разъем между корпусом и крышкой, соединенных
между собой болтами.
Исправная работа и долговечность насосов обеспечиваются соблюдением
правил технической эксплуатации.
В гидросистему необходимо заливать чистое масло надлежащего качества
и соответствующей марки, рекомендуемое для данного насоса при работе в
заданном температурном интервале; следить за исправностью фильтров и
требуемым уровнем масленом в баке.
В холодное время года нельзя сразу включать насос на рабочую нагрузку.
Необходимо дать насосу поработать на холостом ходу в течение 1015
мин на средних оборотах двигателя. За это время рабочая жидкость
прогреется и гидросистема будет готова к работе. Не допускается при
прогреве давать насосу максимальные обороты.
Для насоса опасна кавитация — местное выделение из жидкости газов и парс
(вскипание жидкости) с последующим разрушением выделившихся
парогазовых пузырьков, сопровождающееся местными гидравлическими
микроударами высокой частоты и «забросами» давления. Кавитация
вызывает механические повреждения в насосе и может вывести насос из
строя. Чтобы предотвратить кавитацию, необходимо устранять причины,
которые могут ее вызвать: вспенивание масла в баке, которое вызывает
разрежение в полости всасывания насоса, подсос воздуха во всасывающую
полость насоса через уплотнение вала, засорение фильтра во всасывающей
магистрали насоса, что ухудшает условия заполнения его камер, отделение
воздуха от жидкости в приемных фильтрах результате жидкость в баке
насыщается пузырьками воздуха и эта смесь всасывается насосом), высокую
степень разрежения во всасывающей магистрали по следующим причинам:
высокая скорость жидкости, большая вязкость и увеличенная высота подъема
жидкости,
Работа насоса во многом зависит от вязкости применяемой рабочей
жидкости. Выделяют три режима работы, зависящие от вязкости Режим
скольжения характеризуется значительными объемными потерями за счет
внутренних перетечек и наружных утечек, которые с увеличением вязкости
уменьшаются. В этом режиме резко уменьшается объемный КПД насоса,
например, у насоса НШ-32 при вязкости 10 сСт он составляет 0,74—0,8, у
НПА 0,640,95. Режим устойчивой работы характеризуется
стабильностью объемного КПД в определенном диапазоне вязкости,
ограничиваемом верхним пределом вязкости, при котором рабочие камеры
насоса заполняются полностью. Режим срыва подачи нарушение работы
из-за недостаточного заполнения рабочих камер.
Шестеренные насосы характеризуются наиболее широким диапазоном
устойчивой работы в зависимости от вязкости. Это свойство насосов сделало
эффективным их применение на машинах, работающих на открытом воздухе,
где в зависимости от времени года и дня температура окружающего воздуха
меняется в значительных пределах.
Вследствие износа шестеренных насосов ухудшаются их характеристики.
Насос не развивает требуемого рабочего давления и уменьшает подачу. В
насосах НШ из-за износа торцовых сопрягающихся поверхностей втулок
уменьшается натяг уплотнительного кольца, охватывающего разгрузочную
пластину. Это приводит к циркуляции масла внутри насоса и уменьшению
его подачи. Такие же последствия имеет перекос шестерен и втулок в
комплексе в вертикальной плоскости вследствие неравномерного износа
втулок со стороны всасывающей полости насоса.
Аксиально-поршневые насосы и гидромоторы.
б) г)
Поршневые гидромоторы:
а аксиально-поршневой с наклонным блоком, б — тоже, с наклонной
шайбой. 9 радиально-поршневой кулачковый, г то же. кривошипно-
шатунный; / блок. 2 шатун. 3 поршень, 4 ротор, 5— корпус, 6
шайба
Аксиально-поршневой насос и гидромотор 210-25
Насос предназначен для создания давления рабочей жидкости в
гидросистеме погрузчика. При работе насоса создается давление до 25 МПа.
Устройство.
В корпусе насоса на трех подшипниках качения установлен вал. Вал
изготовлен как одна деталь со фланцем. Во фланце закрепляются шаровые
опоры штоков поршней, на штоках закреплены поршни. Поршни
расположены в блоке цилиндров. Блок цилиндров установлен на оси. Ось
блока цилиндров, одним концом закрепляется во фланце вала, второй конец
оси закреплен в распределительном щите. Распределительный щит болтами
крепится к фланцу насоса. Фланец насоса при помощи шпилек закреплен на
корпусе.
Принцип действия насоса.
При вращении вала насоса, через фланец вала движение передается на
поршни и блок цилиндров. Поршни, вращаясь вместе с блоком цилиндров,
совершают внутри цилиндров возвратно поступательные движения.
Благодаря наклону оси блока цилиндров, относительно оси вала, за один
оборот блока цилиндров поршень совершит два возвратно-поступательных
движения: внутрь блока цилиндров и из него. Двигаясь внутрь блока
цилиндров, поршень выжимает жидкость из цилиндра, через отверстие в
распределительном щите и фланце насоса в напорную магистраль. При
обратном движении поршень создает в цилиндре разрежение которое
заполняется рабочей жидкостью.
Принцип действия гидромотора.
Давление жидкости попадая внутрь блока цилиндров воздействует на
поршни, заставляя их выдвигаться из блока цилиндров. Выдвигаясь из блока
цилиндров поршень проворачивает, относительно своих осей блок
цилиндров и вал насоса. При обратном движении поршень выжимает
рабочую жидкость из цилиндра в сливную гидролинию.
Смазывание деталей насоса и гидромотора осуществляется рабочей
жидкостью, которая проникает во внутреннюю полость насоса через
неплотности блока цилиндров. Излишки рабочей жидкости, отводятся через
отверстие в корпусе в дренажную гидролинию.
Техническое обслуживание.
ЕО осмотр насоса на предмет утечек рабочей жидкости.
ТО-1 проверка состояния и крепления насоса.
ТО-2 проверка давления развиваемого насосом.
Лопастной насос.
Лопастной насос используется в системе гидроусилителя рулевого
управления. При вращении вала насоса приходит в движение ротор с
шиберами. Шиберы, прижатые к корпусу при помощи пружин создают
замкнутые объемы, между каждыми двумя соседними шиберами, корпусом и
ротором. В той части насоса, где шиберы выходят из ротора, создается
разрежение, которое заполняется рабочей жидкостью из гидробака. Там где
шиберы вдавливаются внутрь ротора, жидкость выжимается в напорную
магистраль.
Гидроцилиндры.
Гидроцилиндр представляет собой гидравлическую машину возвратно
поступательного действия. Гидроцилиндр может использоваться в качестве
насоса и в качестве гидравлического двигателя. В качестве насоса цилиндры
используются крайне редко (домкрат), преимущественно цилиндры
применяются в качестве гидравлического двигателя.
На погрузчиках используются гидроцилиндры двух типов: поршневые и
плунжерные. Гидроцилиндры бывают одностороннего и двухстороннего
действия, причем плунжерные гидроцилиндры только одностороннего
действия, поршневые цилиндры бывают как одностороннего действия так и
двухстороннего действия. Плунжерные гидроцилиндры применяются в
качестве гидроцилиндра подъема на вилочных погрузчиках. Также
плунжерные гидроцилиндры встречаются на выносных опорах
телескопических погрузчиков и погрузчиков-экскаваторов. В остальных
случаях на погрузчиках используются поршневые гидроцилиндры.
Рис. 67, Плунжерный цилиндр:
/ штифт, 2 корпус; 3 плунжер, 4 пробка, 5, 9 кольца, 6
втулка,-7 уплотнительное устройство, 8 гайка, 10- шпилька
Плунжерный цилиндр (рис. 67) применяется для приведения в действие
грузоподъемника. Он состоит из сварного корпуса 2, плунжера 3,
направляющей втулки 6, гайки 8 и уплотнительных элементов, манжеты,
уплотнительного 5 и грязесъемных колец.
Втулка 6 служит направляющей плунжера и одновременно ограничивает
его ход вверх. Она закреплена в корпусе с помощью гайки 8. Манжета
уплотняет сопряжение плунжера и втулки, а кольцо 5 сопряжение втулки
и корпуса. К плунжеру с помощью шпильки 10 крепится траверса.
Периодически в цилиндре накапливается воздух. Для его выпуска в ат-
мосферу служит пробка 4. Поверхность плунжера имеет высокую чистоту
обработки. Для того чтобы она не повреждалась при работе, устанавливают
грязесъемное кольцо, чтобы пыль и абразивные частицы не попадали в
сопряжение плунжера 3 и втулки 6; втулку 6 изготовляют из чугуна, чтобы
не задирался стальной плунжер; цилиндр опирают на подвижную и
неподвижную части грузоподъемника через сферические поверхности, чтобы
исключались изгибающие нагрузки.
При подаче давления рабочей жидкости в плунжерную полость, плунжер
выдвигается из цилиндра. Обратное движение плунжера возможно при
отведении жидкости из плунжерной полости. Само же движение плунжера
обеспечивается силой тяжести.
Поршневые цилиндры (рис. 68) имеют разнообразные конструкции.
Например, цилиндр наклона вил погрузчика состоит из корпуса 12,
включающего гильзу и приваренное к ней днище штока // с поршнем 14 и
уплотнительными кольцами 13. Поршень 14 закреплен на хвостовике штока
11 с помощью гайки 3 со шплинтом 2. На хвостовике выполнена канавка под
уплотнительное кольцо 4. Спереди в цилиндре размещается головка 5
цилиндра с втулкой. Шток в головке имеет уплотнение в виде манжеты 9 с
упорным кольцом 10. Головка закрепляется в цилиндре резьбовой крышкой 6
с грязесъемником 7.
Необходимым условием работы гидравлического цилиндра является
герметизация штока (плунжера) в месте его выхода из корпуса цилиндра, а в
поршневом цилиндре герметизация штоковой и поршневой полостей. В
большинстве конструкций для герметизации используются стандартные
резиновые кольца и манжеты. Неподвижное уплотнение осуществляется с
помощью резиновых колец круглого сечения.
На поршнях устанавливаются в качестве уплотнителей резиновые кольца
круглого сечения или манжеты. Срок службы круглого кольца значительно
увеличивается, если его устанавливают в комплекте с одним (для
одностороннего уплотнения) или с двумя (для двустороннего уплотнения)
тефлоновыми кольцами прямоугольного сечения.
В штоковых крышках устанавливается одно или два уплотнителя, а также
грязесъемник для очистки штока при втягивании в цилиндр. Пластмассовые
уплотнения при меньших габаритных размерах имеют в сравнении с
резиновыми значительно больший срок службы.
Рис. 68. Поршневой цилиндр:
1 заглушка, 2 шплинт, 3 гайка, 4, 10, 13 кольца. S головка
цилиндра, 6 крышка, 7 грязесъемник, 8 масленка. 9 - манжета, //
шток, 12 корпус, 14 поршень.
Техническое обслуживание.
Ежесменное техническое обслуживание. При внешнем осмотре оценивается
состояние крепления цилиндров. Цилиндры закрепляются при помощи
пальцев, которые должны иметь надежную фиксацию.
Согласно рекомендаций в карте смазки произвести смазывание подшипников
цапф и кронштейнов гидроцилиндров.
Осмотреть гидроцининдры на предмет утечек масла. Допускается легкое
замасливание штоков или плунжеров без каплепадения.
Осмотреть штоки и плунжеры гидроцилиндров. На поверхности штоков и
плунжеров не должно быть продольных рисок.
ТО-1 протянуть крепления гидроцилиндров и поводящих гидролиний.
Основные неисправности и ремонтные операции.
Во время работы в цилиндре скапливается воздух, движение цилиндра
рывками указывает на наличие воздуха в цилиндре. Для удаления воздуха из
плунжерного гидроцилиндра необходимо: опустить каретку вниз до отказа.
Вывернуть из верхней части цилиндра пробку, затем медленно поднимать
каретку вверх до появления масла из отверстия. После чего пробку
завертывают и опускают каретку в нижнее положение. При
неудовлетворительном результате операция повторяется. Для удаления
воздуха из поршневого гидроцилиндра подобные операции проводятся
последовательно на поршневой и штоковой полостях.
Течь масла через сальниковые уплотнения вызывается износом манжет или
появлением царапин на полированных поверхностях штоков или плунжеров.
При появлении продольных рисок мелкие устраняют зачисткой, глубокие
царапины возможно удалить только в мастерской путем расточки с
последующей механической обработкой.
В случае незначительного износа манжетных уплотнений, течь может быть
устранена подтягиванием гаек. Если износ значительный манжетные
уплотнения заменяют.
Предохранительная аппаратура.
В качестве предохранительной аппаратуры на погрузчиках используются:
предохранительные клапаны, защищающие гидросистему от превышения
давления; обратные клапаны, ограничивающие скорость протока жидкости;
гидрозамки, надежно запирающие жидкость в гидроцилиндрах.
Предохранительные клапаны бывают двух типов: редукционные и
золотниковые.
Редукционный клапан.
Запорный элемент клапана
разделяет его внутреннюю
полость на две части.
Полость А соединяется с
напорной магистралью,
полость Б соединяется со
сливной магистралью. В
нормальном режиме работы
усилие, с которым жидкость
действует на запорный
элемент недостаточно для преодоления усилия сжатия пружины. Запорный
элемент прижат к своему седлу, и разделяет полости А и Б. В случае
превышения давления, усилие передаваемое на запорный элемент со стороны
жидкости, превышает усилие сжатия пружины, и запорный элемент отходит
от своего седла. Полости А и Б соединяются между собой, и поток жидкости
из напорной магистрали уходит на слив. При падении давления ниже
критической отметки, запорный элемент вновь прижимается к своему седлу
пружиной. Клапан закрывается, и передача жидкости на слив прекращается.
Предохранительный клапан золотникового типа. Давление рабочей жидкости
поступает в полость Б, и через канал в корпусе давление передаётся в
полость В, через канал в поршне 3 золотника давление передается в полость
Г. давление в полостях Б, В и Г в нормальном режиме работы равное, и
недостаточное для открытия запорного элемента 2. В случае превышения
давления, запорный элемент 2 отходит от своего седла, и полость Г
соединяется с переливным каналом А. Давление жидкости в полости Г
падает, и образовавшийся перепад давления между полостями В и Г
поднимает золотник 5. При этом открывается канал между полостями Б и Д,
и жидкость из напорной магистрали уходит на слив. Клапан закрывается на
давлении значительно меньшем, чем давление срабатывания. При закрытии
запорный элемент, при помощи пружины 1 вновь прижимается к своему
седлу, давление в полостях В и Г выравнивается, и золотник при помощи
пружины 4, возвращается в исходное положение, слив жидкости
прекращается, клапан закрывается.
Регулирование давления срабатывания клапанов осуществляется при помощи
регулировочных винтов. При изменении положения винта изменяется усилие
сжатия пружины, которая прижимает запорный элемент к своему седлу.
Увеличивая усилие сжатия пружины, увеличивается давление настройки
клапана, и наоборот. Регулировку давления срабатывания, следует
производить только на стенде. Регулировать давление непосредственно на
погрузчике запрещается.
Техническое обслуживание предохранительных клапанов.
ЕО осмотр клапанов. Не должно быть подтекания жидкости. Проверяется
сохранность пломб на регулировочных винтах.
ТО-1 протянуть все крепления.
ТО-2 проверка давления срабатывания клапана на стенде.
Обратные клапаны предназначены для предохранения груза от падения,
путем ограничения скорости оттока жидкости из цилиндра.
Обратный дросселирующий клапан.
Обратный дросселирующий клапан
выполняет в гидросистеме три функции: обеспечивает прямой проток
жидкости в гидроцилиндр, не создавая гидравлического сопротивления;
обеспечивает быстрое опускание порожнего грузозахватного
приспособления; ограничивает отток жидкости из гидроцилиндра при
опускании груза.
Прямой поток жидкости проходит через боковые поверхности в стенках
золотника, и не встречает сопротивления. Обратный поток жидкости
воздействует на днище золотника, и перемещает его в сторону закрытия.
Корпус клапана перекрывает боковые отверстия золотника, и для прохода
жидкости, остается малое отверстие в днище. Этим обеспечивается
ограничение протока жидкости, при опускании груза. Усилие сжатия
пружины золотника настраивается таким образом, чтобы давление жидкости,
возникающее в цилиндре, при опускании порожнего грузозахватного
приспособления, было недостаточно для перемещения золотника в сторону
закрытия.
Недостатком такой конструкции клапана является невозможность удержания
рабочей жидкости в цилиндре, при обрыве подводящих гидролиний.
Блок клапанов.
Блок клапанов:
1,4 клапаны, 2, 6 пружины. 3,9 штуцеры. 5 стержень, 7
контргайка; 8 колпак, 10 корпус
Блок клапанов в гидросистеме выполняет четыре функции:
1 обеспечивает прямой проток жидкости к гидроцилиндру без создания
гидравлического сопротивления.
2 надежно удерживает жидкость в гидроцилиндре, даже при обрыве
подводящих гидролиний.
3 обеспечивает управляемый отток жидкости из гидроцилиндра.
4 обеспечивает аварийное опускание грузозахваного приспособления.
Прямой поток жидкости воздействует на днище клапана 4 и отводит его от
своего седла. Жидкость попадает в полость А и из неё в гидроцилиндр.
Обратный отток жидкости этим путем невозможен, так как давление
жидкости, созданное в гидроцилиндре, воздействует на клапан 4 в сторону
его закрытия. Проток жидкости через клапан 2 так же невозможен, так как он
прижат к своему седлу усилием пружины. Усилие сжатия пружины
подбирается таким образом, чтобы при давлении создаваемом в
гидроцилиндре, от силы тяжести груза клапан 2 гарантировано прижимался к
своему седлу. Отток жидкости из гидроцилиндра осуществляется через
клапан 2, при подаче давления жидкости в управляемую полость Б. при этом
золотник связанный с клапаном 2 перемещается в сторону открытия клапана,
и жидкость переливается из полости А и полость В по образовавшемуся
каналу. Проходное сечение канала пропорционально давлению, подаваемому
в полость Б. В аварийных ситуациях опускание грузозахватного
приспособления осуществляется путем вывинчивания винта аварийного
опускания. В нормальном режиме эксплуатации винт аварийного опускания
закрывается колпаком и опломбируется.
Техническое обслуживание.
ЕО осмотр клапанов. Не должно быть подтекания жидкости. Проверяется
сохранность пломб на регулировочных винтах.
ТО-1 протянуть все крепления.
ТО-2 регулировка давления открывания клапана на стенде.
Аппаратура управления.
В качестве аппаратуры управления на погрузчиках используются
гидрораспределители рабочих операций.
Гидрораспределитель рабочих операций для перераспределения потока
рабочей жидкости между рабочими органами машины.
По типу корпуса различают моноблочные и секционные
гидрораспределители.
По числу выполняемых операций гидрораспределители бывают двух- , трех-,
и четырехпозиционные.
Двухпозиционный гидрораспределитель может работать в двух режимах. В
нейтральном положении этот гидрораспределитель соединяет напорную и
сливную гидролинии. В положении открыто гидрораспределитель соединяет
напорную магистраль с рабочей полостью исполнительного элемента.
Двухпозиционные гидрораспределители на погрузчиках не используются.
Трехпозиционный гидрораспределитель работает в трех режимах:
нейтральное положение, подъем и опускание. В нейтральном положении
гидрораспределитель соединяет напорную и сливную гидролинии и запирает
рабочие полости исполнительного элемента. В положении подъем
гидрораспределитель соединяет напорную магистраль с поршневой полостью
цилиндра, а сливную магистраль со штоковой полостью цилиндра. В
положении опускание гидрораспределитель соединяет напорную магистраль
со штоковой полостью цилиндра, а сливную магистраль с поршневой
полостью цилиндра.
Четырехпозиционный гидрораспределитель работает в четырех режимах:
нейтральное положение, подъём, опускание и плавающее положение. В
перрых трех положения потоки жидкости распределяются также как и в
трехпозиционном гидрораспределителе. В плавающем положении напорная
и сливная гидролинии соединяются между собой, поршневая и штоковая
полость гидроцилиндра соединяются между собой, и соединяются со
сливной гидролинией.
По способу управления различают гидрораспределители с ручным,
гидравлическим и электрическим управлением.
Рассмотренные выше гидрораспределители позволяют регулировать
скорость выполнения рабочих операций в широком диапазоне. Позволяют
реверсировать потоки рабочей жидкости в гидросистеме. Позволяют
совмещать рабочие операции.
Конструктивно гидрораспределители могут выполняться секционными или
моноблочными. Секционный распределитель собирается из отдельных
секций, каждая из которых отвечает за перераспределение рабочей жидкости
на свой исполнительный механизм. Секции стягиваются между собой при
помощи шпилек, между секциями устанавливаются прокладки из
маслостойкой резины. В моноблочном распределителе сразу несколько
золотников устанавливаются в одном корпусе, при этом, также как в
секционном распределителе один золотник отвечает за перераспределение
рабочей жидкости к одному исполнительному элементу.
Техническое обслуживание распределителей.
Ежесменное обслуживание.
Пред началом работы распределитель необходимо осмотреть: не должно
быть утечек рабочей жидкости.
ТО-1
Проверятся крепление гидрораспределителя к раме. Протягиваются
соединения гидролиний.
Согласно рекомендациям в карте смазки произвести смазку подвижных
соединений.
Основные неисправности гидрораспределителей.
неисправность
Причина неисправности
Способ устранения.
При перемещении
золотников к
рукояткам
приходится
прилагать
большие усилия
Заедание в шарнирах привода.
Разобрать шарниры,
очистить от ржавчины
и грязи, смазать и
вновь собрать.
Заклинивание или заедание
золотника.
Секцию
распределителя
отсоединить и
разобрать, осмотреть
золотник, при
необходимости
зачистить
повреждение, промыть
и собрать.
Рукоятка привода
не возвращается в
нейтральное
положение.
Села или сломалась пружина
золотника.
Секцию
распределителя
разобрать, осмотреть и
при необходимости
заменить пружину
золотника.
При исправном
насосе
гироцилиндры не
работают, или
работают только
при малой
нагрузке.
Малое давление настройки
предохранительного клапана.
Проверить давление
манометром, при
необходимости
отрегулировать.
Села или сломалась пружина
предохранительного клапана.
Разобрать клапан,
осмотреть, при
необходимости
заменить пружину.
Значительный износ золотника
или корпуса золотника.
Производится
измерения диаметра
золотника и отверстия.
Если разница в
диаметрах более 0,4
мм. то золотник
заменяется или
исправляется
хромированием. После
исправления зазоры
доводят до 0, 008 мм.
Сильный износ или поломка
седла клапана.
Замена запорного
элемента и седла в
сборе.
Сильный износ конической
поверхности клапана.
При небольшом износе
клапан притирается к
седлу, при
значительном износе
клапан и седло
заменяется.
Заело предохранительный
клапан.
Извлечь клапан,
осмотреть, устранить
царапины и забоины на
запорном элементе,
убедиться в свободном
перемещении клапана
внутри отверстия,
смазать и снова
собрать.
Самопроизвольное
перемещение
рабочих органов
машины.
Повышенный износ
золотников.
См. выше
Вращающееся соединение.
Встречается на полноповоротных телескопических погрузчиках.
Вращающееся соединение предназначено для передачи рабочей жидкости с
неповоротной части погрузчика на поворотную часть.
Гидрозамок.
Гидрозамок предназначен для удержания рабочей жидкости в рабочей
полости цилиндра при любых режимах эксплуатации. Устанавливается на
гидроцилиндрах выносных опор.
При установке погрузчика на опоры давление жидкости
подают в полость А гидрозамка. Жидкость воздействует на запорный
элемент и поднимает его вверх, тем самым соединяя полости А и Б. из
полости Б жидкость попадает в гидроцилиндр. Из гидроцилиндра,
самостоятельно, жидкость выйти не может ни при каких обстоятельствах, так
как давление жидкости в цилиндре воздействует на запорный элемент
гидрозамка в сторону его запирания. Отвод жидкости из цилиндра
осуществляется при подаче давления жидкости в управляемую полость Г.
жидкость воздействует на поршень поднимая его вверх, и поршень, через
шток, передает движение на запорный элемент.
Гидравлические схемы погрузчиков.
Условные обозначения на гидравлических схемах.
.